В каком году родился Иисус?

Свидетельство Евсевия Кесарийского
Иудейские древности о том, в каком году родился Иисуса
Споры по этому поводу не утихают столетиями. Хронологический разброс времени, в который по мнению исследователей мог родиться Иисус, составляет около двух десятилетий: от 12 года до н.э. и до 6 года н.э.

Но чтобы не утруждать наших читателей обилием информации, начнем мы эту небольшую заметку с информации, которую можно найти в издании «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (Беларусь, Минск, 1994»).

В книге 18, главе 1 данного произведения есть комментарий, посвященный переписи, осуществленной сенатором Квиринием. Там, в частности, сказано следующее: «о переписи, проводимой Квиринием в Иудее, повествуется в Евангелии от Луки (2:2) и в Деяниях святых апостолов (5:37). Впрочем, существует мнение, что речь там идет о двух переписях, и это в определенной мере сказалось на установлении времени наместничества Квириния в Сирии (утверждается, что он был наместником этой провинции дважды в 3-2 гг. до н. э. и в 6-? гг. н. э.)»

Итак, речь идет о двух переписях, первая из которых, по мнению комментаторов, была проведена в то время, когда Квириний был первый раз был наместником Сирии, что, по их мнению, имело место в 3-2 годах до н.э. Но мы помним, что Лука, говоря о времени рождения Иисуса и упоминая о переписи во дни Квириния, называет ее первой (Луки 2:2). Таким образом мы вправе сделать вывод о том, что именно в промежуток 3-2 годов до н.э., когда наместником Сирии был Квириний, и родился Иисус.

Но все же остается некоторая неудовлетворенность после прочтения данного комментария, поскольку в нем речь идет лишь о «существующем мнении» и «утверждении», что «в определенной мере сказалось на установлении времени наместничества Квириния в Сирии».

Поэтому нам будет интересно выяснить, а дают ли другие источники основание говорить о том, что Иисус родился в рассматриваемый отрезок, а именно 3-2 годы до н.э.?

И сейчас мы хотим сосредоточить внимание на данных из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского.

Примечательно, что данный автор рубежа III-IV веков н.э., с двух различных позиций подходит к выяснению данного вопроса.

Сначала он рассматривает этот вопрос по мере того, как разворачиваются мировые события, гармонично вплетая данные христианской истории в историю мировую, то есть римскую.

Так, в Книга 1 (п. 2-4) своего труда он сообщает: «Шёл сорок второй год царствования Августа и двадцать восьмой с покорения Египта и смерти Антония и Клеопатры, на которой окончилась египетская династия Птолемеев, когда согласно пророчествам о нём, в Вифлееме Иудейском, во время первой переписи в правление Квириния Сирией, родился Спаситель и Владыка наш Иисус Христос. Об этой переписи при Квиринии упоминает и Иосиф Флавий, знаменитейший из еврейских историков».

Итак, у нас есть данные для выяснения вопроса о том, в каком году родился Иисус: 1а) время пребывания при власти Октавиана Августа – полный сорок один год; 1б) двадцать семь полных лет после покорения Египта. Поэтому для вычислений нам остается узнать: когда начал правит Октавиан Август и когда Египет превратился в римскую провинцию.

Октавиан Август стал следующим правителем после смерти Юлия Цезаря в 44 году до н.э. А Египет был присоединен к Риму в 30 году до н.э. после неудачной попытки Антония и Клеопатры организовать сопротивление римскому вторжению. Опуская ненужные исторические подробности, путем несложных математических вычислений

44 – 42 = 2
и 30 – 28 = 2

мы приходим к 3-2 годам до н.э.

В другом случае Евсевий, изложив исторические данные, как бы невзначай возвращается к вопросу о годе рождения Иисуса.

Здесь имеется в виду история диоклетиановых гонений. Вот интересующий нас отрывок: «В предшествующих книгах мы установили порядок преемств от рождения Спасителя нашего и до разрушения молитвенных домов, то есть за 305 лет».

Итак, автор снова дает нам все для того, чтобы узнать год рождения Иисуса: 1) период в 305 лет; 2) точку на хронологической прямой: разрушение христианских церквей. Поэтому нам остается выяснить, когда произошло указанное разрушение. А для этого от года, когда были разрушены христианские здания нужно отнять 305 прошедших лет.

Согласно историческим данным, в начале 303 года был издан первый эдикт Диоклетиана, согласно которого повелевалось разрушать места христианских встреч. Если мы отсчитаем 300 полных лет от начала 303 года н.э., то придем к началу 3 года н.э. Отсюда нужно отсчитать 5 лет и получим начало 3 года до н.э., что отстоит от осени 2 года до н.э., как даты рождения Иисуса согласно сообщения Луки, всего лишь в нескольких месяцах.

303 – 305 = -2

Конечно, сложно в точности сказать имел ли в виду Евсевий под цифрой 305 порядковое или количественное числительное. Если он использовал цифру 305 как количественную, а соответственно шел 306 порядковый год, мы приходим к началу 3 года до н.э. Но если он использовал эту цифру как порядковую, а соответственно число полных лет, прошедших с года рождения Иисуса, равно 304 годам, то приходим к началу 2 года до н.э., что от евангельской даты рождения Иисуса находится всего лишь в полугоде. Как бы там ни было, но промежуток между началом 3 и началом 2 годов до н.э., в которую попадает осень 2 года до н.э., когда согласно евангельским данным родился Иисус, можно принять с большой долей вероятности как тот период, когда родился Иисус.

Итак, мы видим, что не только современные комментаторы трудов Иосифа Флавия, опирающиеся на данные современной исторической науки, но и автор III-IV века, сходятся в том, что промежуток 3-2 годы до н.э. является тем временем, когда родился Иисус.

Евангельские же сообщения помогают определить не только год, но и время года, когда родился Иисус. 

ПОДЕЛИСЬ В СОЦ СЕТЯХ!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

СМИ начинают писать новости о проповеди Свидетелей Иеговы со стендом

Свидетели Иеговы в России запрещены. Высказывания экспертов.

Экс-первая ракетка мира, 23-кратная чемпионка, Серена Уильямс официально становится «Свидетелем Иеговы»