КРИК ЖЕНСКОЙ ДУШИ ИЛИ...

Или возврат в мрачные века религиозных преследований


Вероятно, наши читатели уже знают об открытом письме жен, чьи мужья находятся под следствием только за то, что являются свидетелями Иеговы. Также у наших читателей была возможность ознакомиться со статьей о том, что стоит за оскорблением чувств верующих. И, как кажется, оба эти факта стоят во взаимной зависимости.

Но сейчас мы хотим спросить: не было ли чего-то похожего ранее? А если было, не возвращается ли российское общество в эпоху мрачных веков преследования еретиков, когда государство стояло во главе таких религиозных преследований?

И, кажется, история подтверждает это.

Немного предыстории. Практически весь IV век н.э. был заполнен спорами между различными церковными группировками по вопросам о положении и природе Сына Бога. Одни считали его творением, другие считали его во всем равным Отцу, третьи колебались между этими крайними точками зрения, при чем степень их колебаний была разной.

Но с приходом императора Феодосия I, прозванного Великим, ситуация стала определяться. Этот восточный император сделал ставку на тех, кто верил в равенство Сына Отцу и в то, что Сын такой же Всемогущий Бог. Так в 382 году император Феодосий I предпринял своего рода символический жест. Он созвал всех видных еретиков и потребовал от них письменного изложения своей веры. После того, как еретики их предоставили император разорвал их и утвердил единственное ортодоксальное вероизложение, провозглашавшее Сына Всемогущим Богом, продемонстрировав тем самым, что в его империи единственно дозволенной будет именно эта вера. Все остальные веры стали вне закона. Более того, император стал издавать указы, которые ограничивали права так называемых еретиков, то есть тех, кто имел иные богословские взгляды нежели те, кто, по мнению императора, мыслил право. Последним из таких указов Феодосия был закон от 392 года, согласно которого еретики лишались права назначать и утверждать епископов.
Император Феодосий Великий
На западе император Валентиниан проводил подобную политику. В 391 году он издал закон, согласно которого еретики изгонялись из городов и их собрания запрещались под страхом наказания.

Итак, мы видим, что государство в тот далекий IV век взяло на себя обязанность, помимо всего прочего, защищать «чувства (истинно) верующих», а чувствами всех остальных верующих, и верующих не менее искренне, пренебрегло.

Конечно, мотивы «христианского» императора, преследовавшего тех, кого он считал еретиками, и мотивы светского российского государства, преследующего свидетелей Иеговы, несколько разнятся. В IV веке все было предельно ясно: есть «христианский» император, есть множество «христианских» группировок. Если их оставить, то споры между ними будут расшатывать общество, насквозь пропитанное религиозным духом. Поэтому во что бы то ни стало нужно было выбрать одну из форм «христианства» и запретить все остальные. Это было необходимо для выживания государства, так что «истинность» выбранной формы «христианства» не играла существенной роли. И Феодосий выбор сделал.

В светском российском обществе все гораздо сложнее. Здесь по такой примитивной формуле дело не пойдет. Светское государство в принципе не может занять сторону того или иного религиозного общества, так что волей-неволей ему приходится пытаться регулировать религиозную сферу в правовом поле. Безусловно, это намного сложнее, но это и есть трудный путь цивилизованных стран. К тому же довлеет тысячелетний груз «традиционного христианства», необходимость поиска национальной идеи. И потому светское государство пытается совместить два несовместимые понятия, результатом чего и являются законы о противодействии экстремистской деятельности и об оскорблении чувств верующих, за которыми, как многие понимают, стоит желание предоставить преференции для РПЦ, и которые в своей сути и формулировках входят в противоречие с основным законом страны.

Но как бы там ни было, в конечном итоге, как в IV, так и в XXI веке результат один: устранить тех, кто представляет угрозу или является нежелательным. И если мы говорим о «чувствах верующих», которые в принципе не могут быть оскорблены, поскольку своих учеников Христос призывал прощать своих обидчиков, то как в IV веке н.э., так и в XXI веке в российском обществе, такие оскорбленные «чувства верующих» играли и играют далеко не последнюю роль.

Из этой краткой исторической справки можно ясно увидеть, что религиозные преследования начинаются там, где государство, вместо того чтобы в правовом поле регулировать религиозную сферу, берет на себя функцию арбитра в религиозных спорах, которые неизменно возникают в поликонфессиональном обществе. Государство, превышая свои полномочия и пренебрегая своей ролью гаранта общественного спокойствия путем правового поддержания толерантности в религиозной сфере, принимает в качестве привилегированной какую-то одну религиозную доктрину в обществе, и тем самым волей-неволей превращается в гонителя всех иных религий. Это неизбежно! И не важно, будет ли государство выступать в роли активного гонителя неугодных в обществе религий, как это имело место в конце IV века в Римской империи, или лишь пассивным гонителем, который будет закрывать глаза на явные несправедливости. Результат один.

Но в случае с «христианизированной» Римской империей это понятно, поскольку мировоззрение человека той эпохи было насквозь пропитано религией. Так что если и можно было говорить об общественном спокойствии, то лишь в том случае, если будет установлена монополия какой-то одной религиозной доктрины, а все остальные, по возможности, будут искоренены, а если это невозможно, то загнаны в такое глухое подполье, в котором их не то что не будет ни видно и ни слышно, но они будут бояться даже собственной тени.

В случае же со светским российским государством, руководствующимся светской конституцией, такие религиозные преследования, каким подвергаются свидетели Иеговы, выглядят, по меньшей мере странно. Это по меньшей мере. По своей же сути они являются вопиющим нарушением прав и свобод человека.
конституцией
И светское государство в принципе не может осуществлять религиозные преследования по причине желания установить общественное спокойствие путем установления в государстве монополии какой-то одной религиозной идеологии (по крайней мере это не может быть официальной причиной для светского государства), как это имело место в Римской империи IV века, поскольку светское государство имеет для этого иные, правовые, рычаги. Но ведь читатели убедились, что результат-то один: преследуют как в IV, так и в XXI веке.

Почему? А все дело в том, что и в XXI веке российское государство желает провозгласить на своей территории, если и не одну, то единственно «истинную» религиозную доктрину. Но поскольку в светском государстве это сделать трудно, то для этого используется закон об «оскорблении чувств верующих». А если этих верующих оскорбляют, их нужно защищать, а значит преследовать тех, кто оскорбляет этих самых верующих.

И эти самые верующие как-то даже спешат обижаться. Даже странно. Раньше их обижали не меньше. А при советской власти дообижали дальше некуда. И ничего, терпели. Терпели даже в 1990-ые годы. Но тут вдруг стали обижаться. Может потому, что обидчивые были? Да нет же. Умели ведь долгие десятилетия прощать. Но в том-то и дело, что прощали только тогда, когда не было за ними державного окрика, когда государство не брало их сторону. Вот и вынуждены были прощать, а вернее лишь терпеть. А в душе вспоминали о том благолепном времени, когда при династии Романовых ох как не прощали, и мечтали о том времени, когда снова можно будет ох как не прощать. И дождались! Государство снова берет их сторону, несколько осторожнее, но судя по тому, как нагло себя ведут эти «оскорбленные верующие», оно явно не против того, чтобы они и дальше обижались. И даже закон, облегчающий им это «обижание», издало.

Вот так, несколько сложнее, чем в прямолинейном IV веке н.э., когда было четко ясно кто еретик, а кто ортодокс, а значит кого можно, а кого нельзя было преследовать, все обстоит в России в XXI веке. Но, повторимся: результат тот же.

Именно в этом разрезе следует воспринимать крик души тех жен, которые направили открытое письмо, в котором они просят прекратить религиозное преследование их мужей. Это как же следует не уважать основной закон страны, если в обществе появляются такие открытые письма, в которых их авторы, выворачивая себя наизнанку, буквально умоляют о том, чтобы государство сделало только то, для чего оно и существует, а именно соблюдало права своих граждан! Это как же нужно было проникнуться идеей утвердить «единственно истинную» религиозную доктрину в светском обществе, чтобы ради нее пойти на нарушение прав и свобод, гарантированных конституцией!

В I веке у Пилата требовали выпустить настоящего преступника. В XXI веке жены просят выпустить своих мужей, которые никакого преступления против государства и общества не совершили.

Пилат внял требованию и выпустил преступника Варавву. Неужели российское государство не внемлет и не выпустит законопослушных граждан, вся «вина» которых заключается в том, что они верят в Бога, делятся своей верой с другими и собираются с единоверцами на богослужения?
Пилат перед толпой иудеев
Неужели российское государство хуже Пилата?

МЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО НЕТ!

ПОДЕЛИСЬ В СОЦ СЕТЯХ!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

СМИ начинают писать новости о проповеди Свидетелей Иеговы со стендом

Свидетели Иеговы в России запрещены. Высказывания экспертов.

Экс-первая ракетка мира, 23-кратная чемпионка, Серена Уильямс официально становится «Свидетелем Иеговы»