Использование имени Бога на Руси с 1700 - 2006 год н.э
1700 - Эпоха Петра I ЗНАМЯ РОТНОЕ
1832 - Иванъ Пенинскій
Славянская хрестоматія: или,
Избранныя мѣста из произведеній древняго отечественнаго нарѣчiя
Божье имя "Иегова" в стихах русского писателя и переводчика, Шкляревського Павла Петровича(1806-1830)
1861 -Епископъ АГАФАНГЕЛЪ
2. У него родилось семь сыновей и три дочери.
3. Имения же было у него семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, и рабов весьма много. И был сей муж велик между всеми сынами востока.
4. Сыновья его собирались и делали пиры каждый в день свой в доме своём. Они посылали и приг-лашали трех сестёр своих есть и пить с ними.
5. Когда же оканчивались дни пиршества, Иов посылал за ними и освящал их; и встав утром возносил всесожжения по числу всех их; ибо говорил Иов: «может быть согрешили сыновья мои и отступили от Бога в сердце своём». Так делал Иов во все сии дни!
6. Случилось в один день, пришли сыны Божии предстать пред Иеговою; пришёл туда и сатана среди них.
7. И сказал Иегова сатане: откуда ты пришел? Сатана отвечал Иегове и сказал: я скитался по земле и обошел её.
8. И сказал Иегова сатане: обратил ли ты своё внимание на раба моего Иова? Ибо нет подобного ему на земле; - муж добрый, справедливый, боящийся Бога и удаляющийся порока.
9. И отвечал сатана Иегове и сказал:
10. Даром ли боится Иов Бога? Не Ты ли ограж-даешь его, дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его расстилаются по земле.
11. Но простри-ка Свою руку, и коснись всего, что у него; не скажет ли он Тебе в лицо: прощай?
12. И сказал Иегова сатане: вот всё, что у него есть, в руке твоей; только на него не возлагай руки своей. И ушёл сатана от лица Иеговы.
13. И случилось в один день; - сыновья его и дочери его ели и пили вино в доме брата своего перво-родного.
14. И вестник пришел к Иову и сказал: волы орали и ослицы паслись близ них;
15. и напали Савеяне и взяли их, а отроков избили остриём меча; спасся только я один, чтобы известить тебя.
16. Этот ещё говорит и приходит другой, и сказывает: огонь Божий ниспал с неба, возгорелся на овцах и отроках и пожрал их; спасся только я один, чтобы известить тебя.
17. Этот ещё говорит и приходит другой и ска-зывает: Халдеи расположились тремя отрядами и напали на верблюдов и взяли их, а отроков избили остриём меча; и спасся только я один, чтобы известить тебя.
18. Этот ещё говорит и приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и пили вино в доме брата своего первородного;
19. И вот великий ветер пришёл из отдалённой пустыни и обхватил четыре угла дома; дом упал на отроков и они умерли; спасся только я один, чтобы известить тебя.
20. И встал Иов, разодрал одежду свою, остриг голову свою, повергся на землю и молился.
21. И сказал: наг я вышел из чрева матери своей, наг и возвращусь туда (в недра матери-земли); Иегова дал, Иегова и взял; да будет имя Иеговы благословено!
22. При всём этом не согрешил Иов, и не произнёс ничего глупого против Бога.
Страницы издания 1905 года
Репринтное издание к столетию диссертации. Разворот современного издания
1872 --казнен 31 декабря 1937).
1930 - ФРАНК-КАМЕНЕ́ЦКИЙ Израиль Григорьевич (1880—1937)
*сравнительно-религиозному и
*сравнительно-литературному изучению Библии.
...В настоящей статье учтены все привлекавшиеся до сих пор прямые свидетельства Библии, которые мы могли пополнить лишь немногими новыми данными. Но помимо прямых указаний, представление о матери-земле нашло весьма яркое отражение в символике библейской поэзии. Мы имеем в виду аллегорический брак Иеговы с женщиной, олицетворяющей одновременно страну и народ, и далее, поэтическое изображение народа в виде растения.
Стр. 193
Оба образа, послужившие источником для целого ряда стереотипных оборотов и аллегорических изображений, получают существенно новое освещение, если признать в них отголоски мифологических воззрений, связанных с представлением о матери-земле. Мы пытаемся показать, что аллегорический брак Иеговы отражает представление о hieros gamos («священный брак»), лежащее в основе земледельческой магии, а поэтическое уподобление народа растению является отголоском мифологического тожества человека и растения. С последним воззрением тесно связана идея кругооборота жизни, нашедшая отражение и в библейской эсхатологии. Мифологические представления, легшие в основу поэтических и аллегорических изображений Ветхого Завета, нередко оказываются дошедшими до нас искаженными до неузнаваемости. Но помимо сознательной переработки унаследованных воззрений отдельными авторами, необходимо учесть совершающийся в коллективном сознании процесс претворения магико-мифологических представлений в поэтические образы и символы, образующие конститутивный элемент всякой поэзии.
Не менее конкретно выражается Иезекиил: «Ты понадеялась на красоту свою и стала распутствовать... ты изливала блуд свой на всех проходящих мимо, отдаваясь им. Ты расстилала свои одежды для украшения твоих капищ и предавалась разврату... Как должно быть истомлено твое сердце, - говорит Иегова, - когда ты поступала как бесстыдная блудница... За то я соберу твоих любовников... и открою перед ними наготу твою, и они увидят твой позор» (Иез. 16, 15. 16. 30. 37).
Подобные изображения мы находим иногда и в применении к другим народам; наиболее ярким примером может служить пророчество Наума о падении Ниневии: «За многие любодеяния развратницы пленительной, чародейственной, предававшей народы любодеянием своим и племена колдовством своим... Я подниму на лицо твое края твоей одежды и покажу народам наготу твою и царствам бесчестие твое» (Наум 3, 4-5). Если гораздо чаще обвинение в разврате обращено против обоих еврейских государств, то это объясняется тем, что в библейских пророчествах судьба родного народа естественно занимает первое место. Гибель Израильского царства, как известно, не «образумила» Иудею; в изображении пророков речь идет о двух сестрах, соперничающих друг с другом в разврате. «Ты видел, что сделала развратная дочь Израиля: на каждом высоком холме и под каждым зеленым деревом она предавалась любодеянию. И после того, как она сделала все это, я сказал ей: возвратись ко мне, но она не возвратилась. Это видела вероломная сестра ее Иудея... но она не побоялась, а пошла и сама стала блудодействовать» (Иер. 3, 6-8).
Аллегорический сюжет подробнее развит у Иезекииля, где Самария и Иерусалим выступают в образе двух сестер, Охолы и Охоливы. «Обе принадлежали мне, - говорит Иегова, - и рождали сыновей и дочерей. И стала распутствовать Охола, будучи моей, и пристрастилась к любовникам своим... За то я предал ее в руки ее любовников... они открыли наготу ее... и она получила позорное имя между женщинами... А сестра ее Охолива видела это, но еще хуже поступала в своих любовных похождениях, и разврат ее превзошел разврат ее сестры» (Иез. 23, 2. 4. 9. 11).
В обличительных речах пророков мы то и дело слышим о любодеяниях девы Израиля. Но суть обвинения не в разврате, как таковом, а в измене небесному супругу. Было время, когда народ всей душою предан был Иегове; тогда дева Израиля была любящей невестой господней. «Я помню благочестие юности твоей и любовь твою, когда ты была невестой, когда ты следовала за мной в пустыне по земле незасеянной» (Иер. 2, 2). Согласно другой поэтической версии. Иегова нашел свою будущую супругу беспомощным, покинутым ребенком. Он заступился за нее, взрастил ее и затем, плененный красотою девы, вступил с нею в брачный союз. «Ты выросла и стала обольстительно прекрасной; груди оформились, волосы разрослись; ты была нагая и неприкрытая, когда я прошел мимо тебя и увидел тебя. И вот настало для тебя время любви, и я простер над тобой крыло мое покрыл наготу твою, и я поклялся тебе и вступил в союз с тобой... и ты стала моей» (Иез. 16, 7-8).
Стр. 195
В таких выражениях пророк говорит о союзе между народом и богом. По господствующей традиции, странствование в пустыне было периодом исключительного поклонения Иегове расцветшее в оседлом быту идолопоклонство нарушило первичную связь. Разгневанный вероломством народа. Иегова заявляет: «она (т. е. дочь Израиля) мне не жена, и я ей не муж; пусть она отвратит блуд от лица своего и прелюбодеяние от груди своей» (Осия 2, 4). Речь идет о формальном расторжении брачного союза: «я видел любодеяние развратной дочери Израиля и отпустил и дал ей разводное письмо» (Иер. 3, 8). О «разводном письме» и о «вдовстве» народа мы слышим неоднократно (Ис. 50,1;54,4; Плач 1, 1.)
Аллегорический сюжет продолжает жить и в эпоху пленения, играя существенную роль в эсхатологической литературе. Он одинаково пригоден для выражения отчаяния и надежды. Разрыв между народом и Богом носит временный характер. Человек не может вернуть себе покинутую жену, если она в перерыве принадлежала другому, но для Бога все возможно. «Ты прелюбодействовала со многими любовниками, однакож вернись ко мне», говорит Иегова (Иер. 3, 1). Когда пройдет положенный срок. Бог снова обручится с покинутой вдовой. «Ликуй, неплодная, не рождавшая... ибо у покинутой больше детей, чем у замужней. Не бойся, ты не будешь поругана... ты не будешь вспоминать о позоре твоего вдовства, ибо супруг твой - творец твой, имя его Иегова Саваоф» (Ис. 54, 1-5). «Тебя не станут более звать покинутой,... но тебя будут называть Возлюбленной... ибо Иегова возлюбил тебя... Как жених радуется о невесте своей, так возрадуется о тебе Бог твой» (Ис. 62, 4-5).
Возобновление брачного союза изображается не менее конкретно, чем первичная связь с божеством. Национальное возрождение мыслится как вторичное рождение. Дочь Израиля - опустошенный Сион - лишилась не только мужа, но и детей; теперь она снова станет супругой и матерью. Бог оплодотворит покинутую вдову, и она вновь произведет на свет детей своих. «Твои дети устремятся к тебе... Подними глаза и смотри вокруг: они собрались, идут к тебе... В разоренной земле станет тесно от множества жителей... Тогда ты скажешь в сердце своем: кто родил мне их? ведь я была неплодна и покинута... кто взрастил их?» (Ис. 49, 17-21). Ответ на вопрос мы находим в другом месте. «Не мучась родами, она родила, едва наступили боли, она разрешилась сыном... дочь Сиона родила сыновей своих». Разумеется, от брака с Иеговой... Слыхано ли, чтобы целый народ родился в один миг? Уж если я открываю утробу, неужели не произведу детей? - говорит Иегова, - или, если я являюсь отцом, утроба окажется неплодной?» (Ис. 66, 7-9).
Стр. 196
Стр. 197
Отсюда тожество спермы и семени, обозначаемых в древнееврейском, как и в других языках, общим термином. Но сперма, далее, приравнивается к небесной влаге; орошение почвы в свою очередь мыслится как брачный, союз. Поэтому сочетание на поле содействует оплодотворению почвы и в смысле ее орошения. Глухой след обряда, сильно искаженный позднейшей переработкой, сохранился, по-видимому, в Книге пророка Иоила. Здесь дано описание засухи, сопровождаемой нашествием саранчи и носящей характер народного бедствия. Для предотвращения последнего созывается народное собрание: «соберите народ, созовите собор, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей палатки» (Иоиль 2, 16). Затем священники с плачем произносят молитву, после чего Бог возвещает обильный урожай. «И возревнует Иегова о земле своей... и скажет своему народу: я посылаю вам хлеб и вино и масло, и насыщайтесь ими» (2, 18-19). Мы имеем дело с пророческим текстом, но под оболочкой пророчества находим явный след земледельческого обряда. Для выяснения его характера обратим внимание на упоминание жениха и невесты, не играющих однако никакой роли в последующем тексте.
Библейский автор естественно выставляет причиной возвещенного им урожая пост и молитву. Однако, в дальнейшем изложении им использованы формулы, возникшие на почве существенно иного миросозерцания. Мы склонны отнести молитву священников (2, 17) за счет позднейшей переработки, полагая, что она вытеснила конкретное действие, первоначально составлявшее сущность обряда. В выполнении последнего центральная роль принадлежала, по-видимому, жениху и невесте, которые для того именно и приглашены в народное собрание.
Видимо на магико-мифологической почве возникли некоторые обороты в гимне земному плодородию, составляющему непосредственное продолжение сообщенного выше текста. «Не бойся, земля, радуйся и веселись, ибо Иегова совершил великое. Не бойтесь, звери полевые, ибо пустыня зазеленеет травой. Дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза дадут свое богатство. Сыны Сиона, радуйтесь и веселитесь о Иегове, Боге вашем, ибо он послал вам дождь спасения» (2, 21-23). В поэтическом тексте улавливаются следы магической формулы, первоначально имевшей целью непосредственное воздействие на силы природы, воспринимаемые мифологически как живые существа. Начальные слова текста живо напоминают аналогичное обращение к дочери Израиля: ликуй, неплодная... воспой песнь и радуйся, не болевшая родами» (Ис. 54, 1).
Там эта формула возвещает стране обручение с Иеговой; здесь весьма сходное обращение к земле дано в тесной связи с земледельческим обрядом, воспроизводящим - по нашему предположению - брачный союз неба, с землей...
...С происхождением человека от земли тесно связан весьма распространенный обычай, известный также у римлян и германцев и сохранившийся в некоторых местностях Германии вплоть до XIX века. Новорожденного младенца кладут на землю, а затем отец, выполняя определенную церемонию, подымает ребенка с земли. В древности этим актом решался вопрос о жизни или смерти ребенка. След подобного обычая сохранился, по-видимому, в аллегорическом рассказе Иезекииля о том, как Иегова нашел свою будущую супругу покинутым ребенком. «Ты была выброшена на поле из отвращения к жизни твоей в день твоего рождения; я прошел мимо тебя и видел, как ты барахталась в крови своей, и я сказал: хотя ты и в крови, но живи» (16, 5-6).
При интерпретации текста комментаторы указывают на обычай древних арабов зарывать живьем в землю новорожденных девочек. С другой стороны, Nöldeke находил возможным возводить упомянутый арабский обычай к религиозным воззрениям, связанным с представлением о матери-земле. Если приведенный из Иезекииля текст не относить всецело за счет произвольной фантазии автора, то естественно видеть в нем отголосок обычая, подробно описанного Dieterich 'ом, который видит в нем посвящение ребенка земле как богине рождений.
...Другой отзвук тех же воззрений находим у пророка Иеремии: «они говорят дереву: ты мой отец, а камню: ты родил меня» (2, 27). Приведенный текст почти дословно воспроизводит аналогичное греческое воззрение. В платоновской Апологии, Сократ, ссылаясь на известный текст Одиссеи, говорит: «я ведь происхожу не от дерева и не от камня» (Аро1. 34d). Но если в Библии, как и у древних греков, наряду с камнем (первоначально: землей) источником происхождения человека является дерево, то это естественнее всего уясняется из параллелизма между жизнью человека и растения. Отсюда поэтическое уподобление человека растению, столь характерное для библейской поэзии. Из ряда многочисленных текстов, остановимся подробнее на следующем. «Как отец милосерден к сынам своим, так Иеговапомилует боящихся его. Ибо он знает наше происхождение, он помнит, что мы - прах. Человек - как трава его дни, как цвет на поле, так он - цветет» (пс., 103, 13-15). Уподобление человека праху отражает происхождение его от земли; но тогда понятно, что Иегова как супруг земли сравнивается с отцом, а рожденный землей человек сопоставляется с растительностью.
Стр. 202
...«Бесплодная пустыня возвеселится, степь возрадуется и расцветет, как лилия. Она пышно расцветет и будет веселиться; наступит радость и ликование. Она облечется славой Ливана, великолепием Кармила и Сарона. Они увидят славуИеговы, величие Бога нашего» (Ис. 35, 1-2). Можно бы и этот текст отнести к пустыне, по которой возвратятся пленники. Но из сопоставления с другим текстом (Ис. 60, 13) выясняется, что формула: «она облечется славой Ливана», возвещающая расцвет растительности, обращена не к Аравийской пустыне, а к опустошенному Сиону. Политическая катастрофа изображается как увядание растения: «вы будете как дуб, у которого листья завяли, и как сад, в котором нет воды» (Ис. 1, 30).
----------------------
1 Т. е. «Иегова судит».Возвещаемое спасение мыслится как возрождение растительности: «Иегова, помилует Сион, он сжалится над его развалинами; пустыню его он обратит в рай, бесплодное место - в сад божий» (Ис. 51,3). Ясно, что под пустыней разумеется опустошенный Сион. Не только разоренный край, сам народ превратится в орошенный сад: «Иегова всегда будет водить тебя... и ты будешь, как орошенный сад» (Ис. 58, 11; ср. Иер. 31, 11)...
1942 - Мать Мария (ЕЛИЗАВЕТА КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА)
Кузьмина-Караваева, Елизавета Юрьевна (мать Мария) (1891–1945), русская поэтесса. В эмиграции с 1919. В 1932 стала монахиней в миру, приняв имя Мария (в честь святой Марии Египетской). Последний прижизненный сборник Стихи (1937) вышел за подписью «Монахиня Мария».Солдаты (мистерия)
Арестное помещение при комендатуре.
ПЕРВАЯ СЦЕНА
. . . . . . . .
Старик-еврей (Сам с собой)
Народы подымаются из праха
И в прах уходят. Всё - гробов добыча.
Как миновали римиляне, к Сиону
Полки приблизивши по воле Тита.
Храм Еговы пылал тогда, как факел,
Как предсказал пророк, Рахиль рыдала.
Рабы – израильтяне в Рим входили
За императорскою колесницей.
. . . . . . . .
Старик (про себя)
Знак Еговы, щит праотца Давида…
. . . . . . . .
Из книги «Стихотволрения, поэмы, мистерии…» (1947)
Кузьмина-Караваева Е.Ю. Равнина русская: Стихотворения и поэмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. Письма. - СПб.: «Искусство - СПб», 2001. - 767 с. ч.-б. ил
1954 - Епископъ Наѳанаилъ
1995 - Архиепископ МИХАИЛ (Мудьюгин)
Основное богословие.
Понятие бытия рассматривается как интегральная составляющая самой идеи Бога, а идея о небытии Бога, напротив, оказывается, с точки зрения Ансельма, абсурдной, ибо вступает в противоречие с самим понятием «Бог». Мы не можем мыслить или говорить о Боге иначе как о Сущем: произнося или мысля слово «Бог», мы тем самым утверждаем Его бытие. Полезно отметить, что это умозаключение согласуется с именем Божьим, открытым Моисею на горе Хорив — «Сущий» (Яхве). В этом Откровении Бог связывает Свое наименование со Своим бытием, не давая о Себе знать что-либо иное, кроме Своего Бытия.
Само содержание этого имени может служить основанием известного нам уже апофатического постулата, ибо о Боге и Его Сущности мы поистине не можем ничего знать вне Откровения, кроме Его бытия, да и оно становится известным человеку тоже в результате Откровения, так называемого естественного (Рим 1:20).
1992 - Протоирей АЛЕКСАНДР МЕНЬ
История религии (том 5), Вестники Царства Божия
В поисках пути, истины и жизни
Том 5. Вестники Царства Божия
Библейские пророки от Амоса до Реставрации (7-4 вв. до н.э.)
Консультант А.А Еремин
Издательство "Слово". 1992 г.
В этом теологическом труде имя "Яхве" упоминается 500 раз.
И в Библиографии имя "Иегова" встречается 7 раз:
103. Богословский-Платонов И. Изъяснение пророчества Исайи об избранном отроке Иеговы, — ПТО, 1850.
120. Мышцын В. Раб Иеговы (Исайя XL -LXV1). -БВ, 1905, № 7-8, с. 425-435 (автор — правосл. богослов, проф. церк. права).
123. Орфаницкий И. Пророчество Исайи о страданиях и прославлении Раба Иеговы (52, 13-53, 12).—ХЧ, 1881, № 11-12, с. 555-682 (автор — правосл. богослов и церк. писатель).
131. Фаддей/Успенский/, иером. По поводу статьи «Раб Иеговы». — БВ, 1905, № 11, с. 449-457.
224. Франк-Каменецкий И. Колесница Иеговы.—«Яфетический Сборник», 1930, VI, с. 63-80.
607. Розанов В. «Ангел Иеговы» у евреев. СПб., 1914.
676. Рыбинский В. Иеговисты и элогисты.—ПБЭ, т. VI, с..205-208.
имя "Иегова" - 7 раз, :
1999 - АНТОН АРЖАКОВСКИЙ
О славной истории Института преп. Сергия
Первая идея состоит в антиномическом различии, введенном русским богословом, между личностъю и ипостасью, т. е. самосознанием, сегодня сказали бы: индивидуалъностъю, "я". Различая в недрах Троицы понятия личности и ипостаси, Булгаков не противопоставляет Бога-Личность Божественной Ипостаси: они единая и та же реальность. Просто-напросто: личность есть ипостась, но ипостась не есть личность. Булгаков исходит из первичной библейской аксиомы: Бог есть Дух. Однако Господь говорит: "Я Тот, Кто есть: Иегова". Это означает, что Дух Божий прежде всего личность именно как самосознание, как индивидуальность. Дух обладает собственной природой. Дух есть единство самосознания, ипостаси и природы. Имя Божие соединяет без разделения или смешения ипостась с природой. Разница между Духом Божиим и человеческим духом в том, что Бог, обладая природой, то есть единой жизнью, имеет вместе с тем личность, которой присущи тройственные взаимоотношения с Самой Собой. Он обладает жизнью через Отца, через Сына и через Святого Духа. Тогда как человек обладает жизнью лишь индивидуально. В то время как Бог Троичен, т. е. соединяет в своем едином самосознании все виды личного начала – я, ты, он, мы, вы -человек обладает всеми этими видами, кроме "я", вне себя. Личное начало в своей полноте есть, следовательно, личность, обладающая тремя самосознаниями. "Ни три, ни один, – говорит о. Сергий, – но удивительным образом три в одном".
_________________________________________________________
Аржаковский А. С.
Журнал "Путь" (1925-1940):
Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции
Пер. с франц. - Киев: Феникс, 2000.
2002 - Профессор АЛЕКСЕЙ ОCИПОВ
Рекомендовано Учебным Комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви в качестве учебного пособия по апологетике для духовных школ
Путь разума в поисках Истины
Глава IX. Ветхозаветная религия.
§1. Учение2. В Библии упоминаются имена различных богов, которым евреям предписано было поклоняться: Адонаи, Ягве, Саваоф и др. ...
2. Ягве, Адонаи и другие встречающиеся в Библии имена Бога означают не разные божества, но различные имена единого Бога, указывающие на те или иные свойства .Бога. Так, "Адонаи (евр.) - сильный, могущественный повелитель - Господь". "Саваоф (евр., род., множ.) - воинств, сил; употреблялось обыкновенно со словом Господь, Бог". Ягве или "Иегова (евр.) Сущий - великое и святое имя Бога, означающее самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия (Исх. 3, 14)". ...
Издание Сретенского монастыря, Москва 2002
Книга размещена на многих сайтах.
Вот такими учениями потчует семинаристов доктор наук, профессор Осипов!
2005 - Протоиерей МИХАИЛ ХЕРАСКОВ
РУКОВОДСТВО
к последовательному чтению
ПЯТИКНИЖИЯ МОИСЕЕВА
Москва2005
Цель написания книг Бытия.
Что касается цели написания книги Бытия, то её можно усматривать в том, чтобы увековечить истинную историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, после того как чистые придания о сём стали затмеваться в людях по причине сокращения их жизни; также соблюсти в чистоте учение о Божественном Избавителе рода человеческого, раскрывавшееся от времени до времени в многократных божественных обетованиях, преобразованиях и пророчествах. При сём могла быть и частная цель бытописателя – утешить бедствующих странников еврейских благодатными обетованиями Иеговы, Бога Израилева. Гл. XVIII. Шестое Богоявление Аврааму с откровением Сарры о рождении от нее сына.
Гл. XVIII. Шестое Богоявление Аврааму с откровением Сарры о рождении от нее сына.
в. Откровение Божие Аврааму о погибели, назначенной Содому (ст. 16-22).
…. Авраам же пошел с ангелами, проводить их…. (Ст. 16019). Узнал ли Авраам своего божественного посетителя? Без всякого сомнения, узнал, но оно провожает Его все-таки как странника, поскольку этот образ благоугодно было самому Иеговепринять на себя. Так иногда и цари земные скрывают свое величие под образом частных лиц, - и никто не смеет нарушить их инкогнито.
…. Поэтому и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится…. (Ст. 14). Что значит пословица, о которой делает замечание Моисей «на горе Иеговы усмотрится»? Ее употребляли, в каких нибудь крайних и безвыходных состояниях, когда не подставлялось ниоткуда и никакой помощи, кроме Бога. В этих случаях говорили: «На горе Иеговы усмотрится», т.е. «помощь Божия усмотрится», как некогда она усмотрелась для Авраама. Это выражение равняется нынешним: «буди Его святая воля!» или «Господь не без милости!» или еще «авось Бог милостив!»
Б. Обетование и Богоявление Исааку (троекратные).
Гл. XXV, 21-24. Первое откровение Исааку, через жену его Ревекку, о судьбе двух сыновей ее.И молился Исаак господу о Ревекке жене своей, потому что она была неплодна…. (Ст. 21). А Таргумиме Ионафана находится предание, по которому Исаак вместе с Ревеккой ходил на гору Мория, где отец его хотел принести его во всесожжение Богу, и где Иегова торжественно клялся Аврааму даровать многочисленное потомство. Там будто бы Исаак и Ревекка умоляли Иегову о разрешении их неплодства.
…. И Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. В неплодстве жене патриархов (Ревекки, Сарры и Рахили) усматривается особенное намерениеИеговы. Этим неплодством Господь хотел, во-первых очистить и возвысить веру испытуемых патриархов, которым сам же обещал неоднократно многочисленное потомство; а с другой стороны – хотел, чтобы явно было, что обетованное семя – И. Христос имел придти к роду человеческому не по одним обычным законам естества человеческого, но главным образом по обетованию и силою благодати.
Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказал: если так будет, то для чего мне это?… (Ст. 22). Биение младенца в утробе Ревекки было, очевидно, не похоже на обыкновенное и естественное биение; ибо совершалось с необычайною силою, и притом было болезненное для Ревекки и сопряженное с опасностью для ее жизни. Потому-то конечно оно и возбудило в Ревекке страх и вызвало болезненный вопль кИегове, что она даже не рада и быть матерью, - чего прежде так сильно желала.
а) Явление Моисею Иеговы в горящей купине (ст. 1-5). б) Откровение об избавлении Евреев, и назначение Моисея на это дело (ст. 6-10111110. в) Двукратное отречение Моисея (ст. 11-22).
Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к Фараону.... и вывести из Египта сынов Израилевых?... (Ст. 11). Не высказал ли здесь Моисей непослушания Богу, и не обнаружил ли маловерия? Ни то, ни другое; ибо Моисей хорошо знал, кто посылает его, и конечно верил всемогуществу посылавшего. Напротив, в словах Моисея ясно высказывается глубочайшее чувство благоговения к воле Иеговы, и искреннее сознание своих немощей и своего недостоинства.
Бог сказал Моисею: Я есть Сущий, и сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам.... Вот имя мое на веки! (Ст. 14. 15). Этим именем Господь выражает вечность, самобытность и неизменяемость своего существа, и хочет дать понять Моисею, а через него и Евреям, страждущим в Египте, что Он готов осуществовать (т.е. привести в исполнение) обетования, данные Аврааму, Исааку и Иакову. После пленения вавилонского Иудеи страшились произносить имя Иегова, и даже употреблять в сочинениях. Поэтому то может быть LXX толковников полагали вместо этого имени слово Кύριος – Господь.
... Но Фараон тотчас же обнаружил свое упорство и жестокость. Сам Иеговаобъясняет дальше Моисею, что Фараон не захотел бы и выслушать Евреев, если бы они прямо стали просить у него совершенного отпуска из Египта...
... Египтяне расположены были, конечно, страхом чудес, явленных при исшествии Евреев силою Бога их Иеговы, и может быть даже обыкновенным дружественным чувством и состраданием к удалявшимся странникам, по восточным гостеприимным обычаям. Это последнее, между прочим, утверждает Иосиф Флавий...
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.
И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и скажут: не явился тебе Господь? (что сказать им?) (Ст. 1). Что было поводом для этого третьего отречения Моисеева? Может быть, неверие собственно народа Израильского, т.е. грубой и неверующей толпы, а не старейшин, к которым Господь выше повелевал, обратился Моисею. Впрочем, это было не столько новое отречение Моисея, сколько продолжение его предыдущей беседы с Иеговою, или новый вопрос об одном и том же предмете, т.е. как возбудит веру и надежду в порабощенном Израиле. «Положи, Господи, - как бы так говорил Моисей, - народ Израильский, услышав имя твое, поверит твоей силе и могуществу; но чем убедить его, что Ты не только можешь, но и хочешь спасти его, и именно через меня?» Для уверения Моисея Иегова вооружает его силою чудотворений...
... И сказал ему Господь: что это в руке у тебя?
.... Он отвечал: .... Если... не поверить двум этим знамениям...; то возьми воды из реки и вылей на суше; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.... (Ст. 9). Сотворил ли Моисей это третье чудо перед лицом Иеговы, подобно утвердительно, но Филон отрицательно – и с большим основанием, ибо сам Господь говорит Моисею условно: «если же не поверят двум первым знамениям, то возьми воды и проч...».
И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я неречистый.... и косноязычен!... (Ст. 10). После всех предыдущих уверений Иеговы в своем покровительстве и помощи, мог ли Моисей серьезно опасаться своего косноязычия, или оно было для него только предлогом для отрицания? В искренности опасения Моисеева сомневаться нельзя; ибо сам Господь успокаивает его в этом опасении, обещая быть при устах его – и научить, что говорит перед Фараоном, а не обличает в неискренности его опасения. И мог ли Моисей допустить неискренность в беседе с Богом? Самые слова Моисея, что он косноязычен не теперь только, в присутствииИеговы, а давно, может быть с детства, обнаруживают в нем намерение показать; что он не выдуманные и не безосновательные приводит предлоги – для своих отрицаний перед Иеговой. Конечно, ссылка Моисея на свое косноязычие не довольно основательна после всех предыдущих уверений Иеговы к успехе дела и в небесном покровительстве, но она обличает в Моисее не столько слабость веры, или некий дух противления, сколько смиренное сознание своих немощей и величие возлагаемого на него подвига. Истинно великие люди всегда скромны, и не обольщаются блеском предстоящих им дел.
... Оказывается, что чем больше Моисей отрицался перед Иеговою, тем более оказывался достойным своего призвания, и тем большие получал от Иеговыобещания помощи и покровительства.
И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они?... (Ст. 18). Почему Моисей умалчивает перед тестем своим о настоящей цели своего путешествия в Египет? По духу смирения, который не позволял ему обнаруживать ни перед кем тайны своей беседы с Иеговою и своего высокого посадничества; а с другой стороны – по осторожности и точному исполнению слов Иеговы, ибо Иеговатолько посылает его в Египет, но не уполномочивает тот час же перед всеми объявить о своем посольстве. Черта высокая в избраннике Божьем, и будущем вожде народа еврейского.
И сказал Господь Моисею:.... пойди, возвратись в Египет; ибо умерли все, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих.... и отправился в землю Египетскую.... и сказа господь Моисею.... смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай веред лицом Фараона (Ст. 19-21). С какою целью было это новое богоявление Моисею, и что нового узнает здесь Моисей от Иеговы? Хотя цель этого богоявления была прежняя, т.е. укрепить и ободрить Моисея в предстоящем ему трудном подвиге, и хотя некоторые наставления Божьи здесь повторяются (например, о совершении чудес); но здесь уже от самого Иеговы Моисей узнает о том неверии и ожесточении царя египетского, которое он прежде только предполагал и которое так страшило его; и здесь господь уже повелевает, кроме совершения чудес, употребить против ожесточенности Фараона – силу угроз и наказаний; высказывает даже основание своего правосудного гнева на царя египетского за народ Израильский; ибо этот народ есть первенец Божий. Здесь новое сильное подкрепление веры Моисеевой.
Вероятнейшим и наиболее натуральным должно признать это последнее мнение, ибо едва ли явившегося грозного Иегову Сепфора могла без натяжки назвать женихом крови, тем более, что эти слова она произносит и по удалении Иеговы; едва ли так же, в виду грозной опасности, висевшей над мужем и сыном, Сепфора могла произнести слова, имевшие очевидно шутливый оттенок о сыне своем, назвав его женихом...
И встретился Аарон с братом Моисеем при горе Божией (т.е. Хорив), и поцеловал его.... (Ст. 27). Какое значение имела для Моисея встреча с братом Аароном? Она была началом исполнения многочисленных обетовании и уверений Иеговы, и конечно весьма много укрепила дух его, особенно после только что случившейся истории на ночлеге.
И пересказал (Израильтянам) Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею, и сделал Моисей знамения перед глазами народа. И поверил народ.... (Ст. 30. 31). Что можно приметить при первом появлении Моисея и Аарона перед народом Израильским? То, что Аарон тот час же вступает в назначенную ему самим Иеговоюдолжность помощника брату своему. Не Моисей, а Аарон начинает, говорит Израильскому народу обо всех словесах Божьих, бывших к Моисею. Моисей же начинает действовать и творить чудеса.
Гл. V, 1-13. Обьявление Моисеем и Аароном Фараону воли Божьей об отпущении из Египта народа еврейского.
После этого Моисей и Аарон пришли к Фараону.... (Ст. 1). Скольких лет были тогда Моисей и Аарон? Моисею было восемьдесят, а Аарону – брату его – восемьдесят три года, когда они в первый раз явились к Фараону, и именем Божьим потребовали отпустить народ Еврейский. Фараон горделиво отвечал им, что он не хочет знать Иеговы, Бога Еврейского. .... кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его?... я.... Израиля не отпущу.... (Ст. 2). Какого рода неверие слышится в словах Фараона? Неверие не по незнанию, ибо он хорошо мог знать о Боге Еврейском от самих Евреев; но неверие по гордости, по нежеланию – считать для себя обязательным повеление Иеговы. Кто смеет мне приказывать? – как бы так говорил Фараон.
Они сказали Фараону: отпусти,... чтобы Иегова не поразил нас язвою, или мечом.... (Ст. 3). Разве угрожал Бог Евреям язвою и мечем, в случае, если бы не пошли они из Египта? Нет, этой угрозы не находим мы в беседе Иеговы с Моисеем, при посольстве этого последнего в Египет. Но Моисей вспомнил, конечно, как Господь обнаружил свой гнев за одно отрицание его – идти в Египет, и потом на дороге – за одно несоблюдение обрядового закона; следовательно, они с Аароном имели основание страшиться еще сильнейшего гнева Божия за слабость и уступчивость перед Фараоном в виду всего народа Израильского, для спасения которого они теперь пришли. Кроме этого в словах Моисея и Аарона есть угрожающий намек самому Фараону. «Если неисполнение воли нашего Бога, - как бы так говорили они, - может сопровождаться такими казнями, то смотри, страшись Его гнева и ты фараон!»
.... Они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему.... (Ст. 8). В этих словах Фараона слышится полное презрение к религии еврейской. По словам египетского царя, намерение совершить религиозное празднество в честь Иеговыесть вымысел людей праздных; рабы не должны думать о религии, а должны работать как животные безответные и бессловесные. Слова Моисея – о воззвании Евреев в пустыню на религиозное торжество самим Богом Еврейским – Фараон называет пустыми речами; значит, в этих речах он видит простой только обман. Своими зверскими жестокостями он действительно хотел доказать Евреям, что они вдались в обман и гоняются за неисполнимыми мечтами.
Гл. VII, 10-25. Гл. VIII, 1-15. Ожесточение Фараона и противление его воле Божией, поддерживаемое египетскими волхвами.
... И сделали так, как повелел (им) Господь (Гл. VII 10),… т.е. обратили жезл в змея. Почему до сих пор Моисей медлил явить перед Фараоном полученную отИеговы чудодейственную силу? Ответ на это находим в предыдущем стихе. Он должен был начать свои чудотворения по желанию и вызову самого Фараона, чтобы не были они нравственным насилием для него. Теперь, когда Фараон не говорит уже, что он не хочет знать Иеговы, а напротив – хочет узнать Его, и, окруженный своими рабами, требует чуда, теперь всего благовременные было показать перед ним силу Иеговы.
2006 - Краткий церковнославянский словарь
Предпринимая новое издание "Настольной книги священнослужителя", Издательство Московской Патриархии использует богатое духовное наследие Русской Православной Церкви, которая сохраняет лучший опыт своей многосторонней жизни и деятельности на протяжении почти тысячелетия.
Основная задача словаря - помочь священнослужителям более глубоко понять смысл отдельных частей православного богослужения и используемых в нем предметов и утвари.
ÁНГЕЛ (евр. - "посланник", греч. - "вестник") - бестелесный разумный дух. А. в Священном Писании называются различными именами: А. Божиими (Иов, 1, 6; 2, 1), святыми (Дан. 8, 13), живущими на небесах (Мф. 18, 10), воинством небесным (2 Езд. 9, 6), духами (Пс. 150, 6; Евр. 1, 14). Писание, кроме того, говорит о различных чинах А. Это Херувимы, изображаемые обычно с множеством глаз (Быт. 3, 24; Исх. 25, 22; Иезек. 10, 1-20), Серафимы (Ис. 6, 2), изображаемые с шестью крылами, Начальства, Власти, Господства (Еф. 1, 21; Кол. 1, 16), Силы (Еф. 1, 21), Престолы (Кол. 1, 16), Архангелы (1 Фес. 4, 16; Иуд. 9). В Библии упоминаются также собственные имена Архангелов: Гавриил (Бог есть сила) (Дан. 8, 16; 9, 21; Лк. 1, 19, 26), Михаил (Кто как - Бог?) (Дан. 10, 13, 21; 21, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7), Рафаил (Бог исцеляет) (Тов. 3, 16). В 3 книге Ездры еще упоминаются Архангелы Иеремиил (4, 36) и Уриил (5, 20). В раввинистической традиции упоминаются имена еще некоторых Ангелов. Саддукеи отрицали существование ангельского мира, отвергали духовность души и воскресение тела.
* * *
А., как сказано выше, часто являлись людям. Среди явлений, о которых говорится в Ветхом Завете, много таких, где являющийся называется Ангел Иеговы, или А. Господним (Быт. 16, 7; 21, 17; 22, 11, 15; Числ. 22, 32; Суд. 2, 1, 4). Часто та самая личность, которая называется А., впоследствии называется Богом. Так, например, в книге Бытия (18), где описано явление Аврааму, последний увидел трех Лиц, а в последующем повествовании эти Лица выступают то как несколько, то как одно. Два из них отправились в Содом для спасения Лота, и они называются А.; а один остался с Авраамом, и назван Господом. Равным образом Бог, или по еврейскому тексту - А. Божий (Исх. 3, 2), явился Моисею в горящей купине, и святой Стефан, напоминая об этом событии, называет явившегося Моисею то А., то Богом (Деян. 7, 31-35). Отсюда возникает вопрос, не был ли А. этих видений Самим Богом? Существует несколько различных экзегет этого явления. Большинство отцов Церкви полагало, что в этих видениях являлся не А., а Сам Бог; и это предвосхищало воплощение. Другие видели в некоторых из этих видений образ Святой Троицы. Третьи, наконец, видели в этом проявлении Единого Бога, Который обнаруживает единство Естества в трех Божественных Лицах.
только поразмышляй, а доказательств достаточно.
ОтветитьУдалитьВ 18-19 и начале 20 веков имя Иегова знали . Оно часто звучало в литературе, в музыке, осталось в архитектуре! Однако в самом конце этой системы имя Бога исчезло и уже вызывает гнев, его НЕ ХОТЯТ слышать.
ОтветитьУдалитьОчень хотелось бы видеть такой большой щит с именем Бога и с моем городе!!!
Здравствуйте!
ОтветитьУдалитьЯ собственно не комментарий хочу сейчас написать. Случайно "всплыло" вот что: Безбожная пятилетка (в Википедии)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0
После прочтения статьи, мне был интересен момент "как и когда" имя Бога стали изживать из умов русских/советских людей, и мне позволили увидеть эту информацию )))
Оказывается в СССР с 1932 года вели политику отречения от Божественных истин.
На плакате, над евреем написано имя - Jehovah !
Буду рада, если хоть как-то расширится ваша замечательная коллекция!
Благодарю за вашу работу!
Имя Иеговы сияет всё ярче! )))))